Масляная пастель

Опять про пастель! Да, но совсем про другую, с иным характером и возможностями. Масляная пастель по виду похожа на сухую – те же палочки круглого или квадратного сечения, часто те же производители. Но техника рисования очень отличается. Когда хочется изобразить что-то яркое, резкое- беру её.

Это очень приятный в работе материал, его сложно смазать, палочки пастели не слишком ломкие, не пачкаются. В стандартных наборах разнообразие оттенков меньше, чем у сухой пастели. Нужно или подчинить цветовое решение этой гамме, или искать штучные оттенки. Масляная пастель бывает разной твёрдости, отличается по кроющей способности. Чаще всего мы работаем пастелью «Faber Castle», когда нужны спокойные оттенки — чешской « Gioconda » от «Koh-i-Noor». Базовые цвета годятся и от « Московской палитры».

В этом материале можно делать эскизы как на светлой бумаге, так и на тёмной.

Бумагу лучше брать поплотнее, основное требование – шероховатость. Подойдут картон, холст на картоне, крафт-бумага. Сочетание фактуры основы и штрихов или мазков пастели, часто объёмных – то, что нужно. Можно работать мелкими штрихами, точками – как в известной технике пуантилизма, добиваясь оптического смешивания.

Если же нужно реально смешать тона на бумаге, есть приёмы и приспособления, облегчающие задачу. Это специальные растирки и ластик – клячка. Для исправления ошибок, если они случились, можно просто соскоблить до основания красочную пасту.

Это очень приятный в работе материал, его сложно смазать, палочки пастели не слишком ломкие, не пачкаются. В стандартных наборах разнообразие оттенков меньше, чем у сухой пастели. Нужно или подчинить цветовое решение этой гамме, или искать штучные оттенки. Масляная пастель бывает разной твёрдости, отличается по кроющей способности. Чаще всего мы работаем пастелью «Faber Castle», когда нужны спокойные оттенки — чешской « Gioconda » от «Koh-i-Noor». Базовые цвета годятся и от « Московской палитры».

В этом материале можно делать эскизы как на светлой бумаге, так и на тёмной.

Бумагу лучше брать поплотнее, основное требование – шероховатость. Подойдут картон, холст на картоне, крафт-бумага. Сочетание фактуры основы и штрихов или мазков пастели, часто объёмных – то, что нужно. Можно работать мелкими штрихами, точками – как в известной технике пуантилизма, добиваясь оптического смешивания.

Если же нужно реально смешать тона на бумаге, есть приёмы и приспособления, облегчающие задачу. Это специальные растирки и ластик – клячка. Для исправления ошибок, если они случились, можно просто соскоблить до основания красочную пасту.

На приеме соскабливания основаны некоторые техники масляной пастели, когда цвета накладываются друг на друга последовательно, а потом процарапыванием проявляются детали рисунка.

Иногда беру картон для переплётных работ с фактурой спрессованного ворса. Масляная пастель хорошо ложится на него и довольно своеобразно смешивается. Поверхность становится похожа на гобелен. Но исправить в такой работе что-нибудь очень трудно.

Когда работа закончена или в ее процессе, есть ещё одна возможность смягчить переходы цвета и получить почти акварельный эффект. Для этого используется щетинная кисточка, смоченная в скипидаре или детском масле. Слой можно размыть до прозрачности.

Несмотря на яркость многих цветов, приходится с осторожностью относиться к бликам и светлым оттенкам. В какой- то момент новый мазок перестаёт ложиться, скользит и не перекрывает нижележащие, а то и образует грязное пятно неопределённого цвета. Приходится заранее резервировать такие места или исправлять тем или иным способом.

Мы рисуем масляной пастелью в основном небольшие работы, эскизы, этюды пейзажей и натюрмортов. Но есть множество художников , достигших большого мастерства в этом материале, пишущих крупные картины , портреты. Хотелось обратить внимание на этот чудесный материал, достойный внимания и любителей, и профессионалов.

Оформлять масляную пастель лучше всего так же, как и сухую – в паспарту из толстого картона и раму под стекло.