За что я люблю пастель. Часть II

       Пастель часто кажется мне волшебным средством, с помощью которого на листе бумаги проявляется то, что никаким другим образом достать из него нельзя. В детстве я очень любила переводные картинки, видимо, не наигралась, хочется снова и снова удивляться новым сюжетам. Мне кажутся несостоятельными утверждения о том, что мир меняется,  и нет смысла писать всё те же берёзы, закаты- восходы, облака- речки. Да нет же, каждый художник и каждый зритель увидит своё, откликнется на то, что ему ближе. Люди очень разные, пишу для  себя и тех, чьи душевные струны отзовутся. Поскольку работаю с натуры или по впечатлению, может показаться, что цель и есть – наиболее полная передача увиденного во всех нюансах. Но на самом деле для меня совсем неважно,  точно ли нарисован пейзаж или натюрморт, а интересно понять, чем же он «цепляет» глаз  и усилить этот эффект в картине. Для этого многое приходится изменять, в общем, сочинять. И, что удивительно, часто готовая работа больше соответствует глубинному состоянию натуры, чем фотография. Фотографии тоже очень люблю, с фотоаппаратом много лет не расстаюсь.

Пастельная картина с серым котом

          Начало работы. Контуры, растушевки, линии бывают так хороши сами по себе, есть какая-то прелесть в первых смешанных красках и едва намеченных образах. Бывает, спустя много часов работы никакого очарования не остаётся. Приходится давать работе остыть и потом пробовать внести исправления.

Любимая тема – небо в пастели. Есть явление –понятие « акварельные облака» — пышные изумительные пятна, перетекающие друг в друга в акварели по-сырому. Пастельные облака тоже кажутся  мне всегда новыми и неисчерпаемыми. У нас в деревне есть просторы полей, перелески, весь горизонт – фиолетовая линия лесов за Клязьмой. Какие водятся там облака! Целые стаи – то флотилия кораблей, то верблюжий караван, то тяжёлое нашествие свинцовых туч. Часто сажусь за пейзаж только потому, что заворожили облака.  А потом замечаю прочее интересное.

Небо мне не приходилось видеть, пожалуй, только в выраженных зелёных тонах, во всех других – сколько угодно.

Ещё любимая загадка для пастели – сумерки, вечер, ночь. Как здорово загораются месяц и звёзды на листах тёмно- синей и чёрной бумаги! Как здорово писать городские лужи, свет фонарей, окна, огни машин… Контрасты освещения так и просятся на лист.

Есть и противоположное свойство у пастели – особая нежность материала, возможность передачи тончайших переходов цвета и освещенности, бархатистых и прозрачных фактур. Это обеспечивается огромным разнообразием готовых оттенков и безграничными возможностями их смешивания, наложения друг на друга. Пожалуйста – пиши лепестки роз, соцветия гортензии, пух одуванчика. Предрассветные туманы, море в дымке – всё подвластно пастели. Воздушная перспектива очень часто используется в этом материале, с приятной лёгкостью. Не мне судить о результатах работы, но процесс рисования каждой вещи дарит хотя бы несколько минут чистого счастья.

Спасибо, пастель!