Нижегородская галерея «Блиновка»

Нижний Новгород, улица Рождественская, 24. Здание Блиновского пассажа – постройки последней четверти 19 века. Сейчас в нём офисы, кафе, рестораны, административные службы, даже жилые помещения ещё остались на 4 –м этаже. Нужно свернуть в первую арку справа.

Арка с Рождественской
Арка с Рождественской

Нам нужна выставка картин. При входе- художественно подкрашенная, слегка разрушенная стенка ( не страшно, толщина стен здесь около метра), вывеска « Галерея картин «Блиновка». Замок хозяева откроют по звонку. Если их нет на месте, можно попробовать договориться на другое время, телефон указан.

Вход в галерею
Вход в галерею
102 ступени
102 ступени

«Блиновка» начинается с лестницы. 102 ступени вверх – не шутка, художники постарались кое-где намекнуть о своём присутствии. Поблёскивают рамки на стенах, разноцветные подступёнки, картоны, фрагменты росписей и красочные пятна. Лифта здесь нет. Добравшись до 4 этажа, из коридора можно выйти на открытый балкон, печальный от полной заброшенности. Зато любители старины здесь её хорошо почувствуют и рассмотрят и железную лестницу, и перила, и двор здания.

Вид с балкона
Вид с балкона

Пятый этаж — последний, там и находится галерея. В представлении многих любителей искусств это должно быть общественное пространство, залы, специально обустроенные для экспонирования картин, скульптур, фотографий, может быть, объектов «актуального искусства», со своим режимом, оборудованием, смотрителями или экскурсоводами. Часто галереи открывают на туристических тропах, чтобы гости могли быстренько заглянуть внутрь, купить что-нибудь и продолжить осматривать город…

Здесь всё не так. Пространство – просто коридор по обе стороны от входа, общей длиной более 90 метров, шириной 2 с половиной метра. Полы каменные, очень старые. Потолки сводчатые. Нет смотрителей. За выходящими в коридор дверями, как правило, мастерские художников, личная зона каждого. С некоторыми можно познакомиться, если повезёт, с кем-то – нет.

Левое крыло
Левое крыло

Мастерские начали появляться здесь в конце 80-х годов прошлого века, после того, как расселили жильцов из-за совершенно недостаточной освещённости. Собственные окна мастерских по уличной и дворовой сторонам здания – крошечные арки, спрятавшиеся в машикулях верха здания. Но художники оказались умелыми и находчивыми, слепнуть на чердаке не захотели, частично разобрали кровлю и устроили в ней световые фонари, а заодно и крохотные антресоли в своих помещениях. За десятилетия многие комнаты поменяли своих хозяев. Но и сегодня там работают живописцы и графики, скульпторы, архитекторы, ювелиры.

Так вот, именно поэтому редко можно встретить в одном месте столько разнообразия. Есть картины, написанные мастерами в академической манере, добротные масляные пейзажи, этюды, тщательнейшим образом прописанные акварели, авангардный акрил, гуашь, тонкие пастельные зарисовки . Множество ярких, декоративных работ в наивном стиле, сказочная и фантастическая тематика. Нечасто можно увидеть столь виртуозные батики. Где ещё встретишь эскизы музейных росписей в натуральную величину? Своё место здесь нашли и украшения, и скульптуры, и многое другое. Кое-что сделано из подручных вещей просто для антуража галереи. Здешние композиции слеплены смело, перекрашены, склеены, преобразованы.

В освободившейся комнате в конце левого крыла устроено помещение для мастер-классов для детей и взрослых, которые иногда проводят художники. По стенам также развешены всевозможные картины, есть посуда, куклы, геометрические тела для рисования. Большой мольберт в центре тоже обязателен. Много естественного света, так необходимого для занятий.

Интересно, что галерея неодинакова на своём протяжении, потому что все мастера разные. В центральной части и слева до избыточности много декоративных предметов и всяческих вещей, даже пианино, старинное. На каменном полу нарисованы половички, сказочные рыбы и растения. По правую сторону от входа экспозиция становится всё спокойнее.

Правое крыло
Правое крыло

Правое крыло заканчивается почти пустой площадкой с 2-мя окнами. Но там ещё правее – дверка в очень нужное помещение, туалет. Он, может быть, лучше коридора, в том смысле, что чище, светлее и ещё необычнее.

Новая плитка на полу, натяжной потолок с зеркальным эффектом. А на стенах росписи, расширяющие пространство, окна в сказку, реальные вещи, утварь, старые фото. В этом беспорядке точно есть своя прелесть. (Привет Вене, дому Хундертвассера, австрийскому сказочнику бы здесь понравилось). Так что это сюрприз для гостя, который дошел до конца. Последний аккорд необычного, с улыбкой.

Художники сами решают, насколько броско оформлять двери своих мастерских. Кто-то вешает афиши с выставок, плакаты, на столиках можно увидеть буклеты и открытки. Все люди творческие, каждый вносит свою нотку в общее звучание. И всё-таки главный тон задаёт само здание, за 150 лет своего существования повидавшее многое. Несколько лет назад было много шума о привидении, якобы обнаруженном в меньшем крыле Блиновского дома. Не знаю , насколько правдива эта история, но нельзя не почувствовать особое очарование и глубину здешней обстановки.

Саму идею превратить этаж художников, закрытую территорию , из полузаброшенного места в интересную точку притяжения горожан, выдвинул основатель проекта « Рождественская сторона» Александр Сериков. Конечно, он прежде всего надеялся на энтузиазм Леонида Колосова, про мастерскую которого в «Блиновке» уже было написано раньше. Проект бурно развивался, улица ожила и похорошела, у галереи появилась своя значимая роль. Печатались постеры, художники со своими работами участвовали в действах на Рождественской. Колосову пришлось очень много потрудиться, чтобы открыть галерею для людей. Нелегко было даже просто уговорить коллег, а потом организовать их работу по преобразованию мастерских. Многие считали и считают эту затею лишним беспокойством. Леонид же уверен, что картины должны находить своего зрителя, радовать и просвещать. Для этого ему постоянно приходится отдавать часть своего личного времени, сил и средств , доходов галерея не приносит.

Несмотря на свой неофициальный статус, место хорошо известно в Нижнем Новгороде. Многие посещали его в «Ночь музеев», во время городских праздников. «Блиновку» включали в маршрут общегородского квеста, когда участники просто забегают на несколько минут, чтобы выполнить очередное задание. Многие запоминают надолго, кое-кто возвращается снова. Любят галерею тележурналисты, даже блогеры собирались. В « Блиновку можно и нужно приводить детей, здесь им рады.

Посетители относятся к увиденному по-разному. Так и должно быть, наверное. Кто-то может быстро устать, а другим захочется обойти коридоры по нескольку раз. В любом случае, приглашаю за личными впечатлениями.